Небольшие ящички, предназначенные для хранения драгоценностей, денег или просто мелких вещей, известны по всему свету с самых древних времен. Их изготавливали из разных материалов: дерева, обтянутого шелком, пальмовых листьев или кожи. На Руси всегда были в моде расписные ларчики: яркие, нарядные, с затейливыми рисунками – именно такие производили палехские мастера.
Палех – это небольшое местечко в Ивановской области, по легенде, именно тут прятались беглые монахи-иконописцы из Суздаля и Владимира. Во времена нашествий татаро-монгольского ига, когда все православные иконы подвергались уничтожению, местные мастера придумали так называемые «писанки» – крохотные иконки, которые можно было легко спрятать.
В древности Палех располагался в стороне от оживленных торговых путей, в глухом лесу, поэтому, надолго сумел сохранить свою самобытность, иконописные традиции и собственные кустарные средства производства. Слава о палехских мастерах достигла столицы только в XVII веке, но с тех пор они стали приглашаться для выполнения очень ответственных работ, таких как, роспись Грановитой палаты в Кремле, Новодевичьего монастыря или Троице-Сергиевой Лавры.
После Октябрьской революции в палехской росписи появились новые сюжеты, воспевающие сказки Пушкина, деревенский быт, народные сказки, пейзажи и даже революционные мотивы. В селении была организована артель, занимающаяся росписью по лаку. Вышедшие из рук местных мастеров всевозможные портсигары, броши, записные книжки и шкатулки разнесли славу палехской росписи по всему миру.
Характерными для палехской росписи являются сочетания основных оттенков – коричнево-оранжевых и сине-зеленых на красном или черном фоне. Объемность изображению придается с помощью применения особой техники письма и светоотражающих материалов. Роспись ведется темперными красками на лаковой поверхности. Рисунок характеризуется особой выразительностью силуэта и тонкостью деталей, богатством орнамента, наличием множества золотых бликов.
В старинные времена краски для росписи мастерами изготавливались самостоятельно из минералов разных цветов. Камни перетирались в порошок, смешивались с яичным желтком и квасом. Сейчас используют уже химическую краску, но кисти делаются по старинной технологии. Также самостоятельно, из сусального золота изготавливается и золотая краска.
Современные палехские шкатулки очень популярны у иностранцев и коллекционеров. На изделиях присутствуют новые сюжеты – дорогие марки автомобилей или силуэты в малиновых пиджаках, символизирующие «новых русских».
N/A
Мне подарили маленькую шкатулку, с такой росписью. Она мне очень нравится. Храню в ней золотые украшения и подвески из камней. На моей шкатулке изображены три сказочных коня и две барышни. Похоже на сюжет сказки. Очень самобытная и оригинальная вещь.