Не успели родители и глазом моргнуть, как их ребенку исполнился годик. Уже закончился период младенчества и началась самая веселая пора — детство. За это время мама с папой наблюдали за ростом и развитием крохи, умилялись его улыбкам и гулили вместе с ним. Каждый малыш развивается индивидуально, приобретает навыки, соответствующие его возрасту. Одни начинают ползать и смеяться раньше, другие позже. Это зависит от индивидуальных особенностей малыша. Но можно определить основные способности, которыми дети обладают в год.
1. Имя. Годовалые малыши не только знают свое имя, но и могут откликнуться, если их позовут.
2. Если попросить игрушку, он с радостью ее даст.
3. Понимает, когда взрослые произносят слово «нельзя!».
4. Махает ручкой при прощании «пока-пока».
5. Говорит простые двусложные слова, такие как «ням-ням», «дя-дя», «кися», «мама», «папа», «ту-ту».
6. Если дать в ручки карандаш, может нарисовать свой неповторимый детский рисунок — «каляку-маляку».
7. Старается повторить действия окружающих взрослых — размахивает руками, кивает головой, намазывается косметикой.
8. Некоторые детки в год начинают делать неумелые шаги, они уже твердо стоят на ножках.
9. Малыш может брать ручками легкие предметы (куклу, небольшую машинку) и переносить их с места на место.
10. Всем интересуется, исследует шкафчики, гремит посудой и кастрюлями, может высыпать содержимое из сумок, разливать жидкости, пролазить под столом и между стульями. Родители должны следить за малышом, так как такие исследования могут быть небезопасны. Лучше занимать ребенка играми. Пусть он нанизывает колечки на пирамидку или убаюкает куклу — таким образом, энергия пойдет в нужное русло.
11. Может показать на себе части тела и назвать их, знает, как называются игрушки и некоторые предметы. Если попросить что-то принести, малыш с радостью это сделает.
12. Чувствует ритм в музыке. Если включить веселую незатейливую песенку, начинает совершать еще неумелые попытки пританцовывать.
13. Проявляет свои эмоции, расстраивается и обижается. Появляется чувство жалости к котенку, собачке или обиженному ребенку. Сердится и плачет, если отбирают игрушку.
14. Интересуется окружающими детками (лялями), пытается проявлять первые шаги к общению с ними.
15. Начинает пользоваться ложкой для еды или собственной чашкой для питья, если поднести платок к носику — сморкается.
16. Пытается разрисовывать стены карандашами, кидается игрушками, разрушает построенный домик из конструктора, тянет за собой одеяла, скатерти и все, что только можно, любит портить вещи. Из-за этого посуда с горячим может оказаться на полу и ошпарить малыша. Поэтому в годик не оставляйте его без присмотра ни на секунду! Пусть родители не беспокоятся — этот период необходим, и он не продлится долго.
17. Он жаждет всему научиться, и это у него легко получается. В один год мозг ребенка неустанно работает и создается ощущение, что малыш схватывает все на лету. Обучайте его, поддерживайте интерес, показывайте что-то новое.
Чем больше впечатлений — тем лучше. Все новое позволяет малышу правильно развиваться на радость родителями. Главное в один год — не оставлять его одного без присмотра, убирать опасные предметы подальше. Не волнуйтесь, если что-то из перечисленного ребенок не делает. Каждый обретает навыки в свое время, и кроха обязательно наверстает положенное.
Виктория Колесниченко
Каждый маленький ребенок развивается в кругу своей семьи и до года он действительно при правильном полноценном развитии должен обладать всеми умениями, перечисленными в статье. Девочки раньше начинают ходить и говорить. Мальчики позже начинают говорить, но все понимают.
Разумеется, каждый ребенок развивается по-разному. Мой сыночек уже не бегает, а летает. Пытается разговаривать, очень дружелюбный и постоянно пытается всех чем-нибудь угостить. Но вот у моих знакомых малыш совершенно не хочет ходить, знает два слова и совершенно не пытается ничего делать. Его мама все время говорит что он такой же ленивый, как и папа.
Мой ребенок в годик, уже многое умел делать из вышеперечисленного. Но сморкаться, сейчас нам 1 год и 7 месяцев и мы до сих пор этого делать не умеем. И мне даже тяжело объяснить ребенку этот процесс чтобы он меня понял, хотя такое умение нам бы пригодилось, с учетом того что мы уже две недели ходим с соплями.
Нам годика еще нет, но сынуля уже что-то из этого умеет. Очень постараюсь заниматься с малышом, чтобы он как можно быстрее научился и всему остальному. Но вообще-то я согласна с другими девушками — так то все равно, когда именно ребенок всему научится, главное, чтобы он знал, что он окружен заботой и любовью каждую минуту…
Я педагог по образованию и несколько лет проработала в дошкольном учреждении, поэтому говорю с профессиональной точки зрения. Если ваш ребенок что-то не делает из перечисленного, то это не означает, что нужно бежать к врачу. Каждый ребенок развивается индивидуально и, подгонять всех под одну мерку не стоит. Да, действительно, существуют определенные нормы развития, но они не являются обязательными. Именно поэтому не нужно думать, что ваш ребенок какой-то не такой. Любите его и проводите больше времени вместе. В годовалом возрасте это более важно для ребенка, чем умение держать ложку или показывать части тела.
Каждый ребенок имеет свой индивидуальный календарь развития, и он не обязательно совпадает с установленными возрастными нормами. Но если что-то в поведении ребенка или в его развитии насторожило родителей, лучше проконсультироваться с врачом.
Нам еще 1 годик и 3 месяца, но многое мы не умеем: говорит только мама и папа, да и то не осознанно, части тела не показывает, чувства жалости не испытывает. Зато шустро бегает (с 9 месяцев ходит), помогает маме (приносит порошок, когда начинаю стирать, вещи — когда начинаю одеваться), переносит большие машинки и еще много всего.